Элективный курс
«Письмо как важная разновидность речевой коммуникации»
для профильного обучения.

Н.В. Ладыженская

Элективный курс «Письмо как важная разновидность речевой коммуникации» связан с развитием коммуникативных умений школьников при обучении  официальным и личным письмам. К сожалению, в действующих учебниках по русскому языку уделяется недостаточное внимание обучению такой разновидности текста, как письмо: его соответствие ситуации общения (в том числе коммуникативной задаче, сфере употребления и т.д.), хотя в образовательном стандарте основного общего образования по русскому языку в разделе Требования к уровню подготовки учеников назван такой текст, как письмо.

 Анализ проблем общения учеников (в том числе  и при дистанционных формах обучения) показал, что современные школьники недостаточно владеют коммуникативными умениями, связанными с продуцированием разного рода писем в различных жизненных ситуациях.  Другими словами,  школьники  не умеют в письменной форме реализовать свою коммуникативную задачу, то есть:

К сожалению, многие школьники не располагают необходимыми сведениями о структуре официальных и неофициальных писем; об уместных в том или ином случаях речевых средствах, адекватных поставленной коммуникативной задаче. Для многих учеников не совсем понятна разница между официальным и неофициальным общением, для них также неочевидна необходимость соблюдения некоторых правил речевого этикета, в том числе в письмах, посылаемых по электронной почте. 

Таким образом, предлагаемый элективный курс «Письмо как важная разновидность речевой коммуникации» представляется актуальным, так как он:

        Особенность данного курса - активное взаимодействие школьников, предполагающее обмен письмами по электронной почте, при котором старшеклассники будут выступать в разных ролях, реализовывать разные коммуникативные задачи.

           Другой особенностью курса является широкое привлечение дидактического материала культурологического плана - писем писателей, поэтов, ученых и т.д., которые позволяют осуществить межпредметные связи, связать реалии сегодняшнего дня с историей культуры.