Московский государственный лингвистический университет

Кафедра лингводидактики

Кафедра лингводидактики (ранее – кафедра методики преподавания иностранных языков) входит в состав учебно-научных подразделений университета (ранее – МГПИИЯ им. М. Тореза) с момента его организации в 1930 г.

Заведущими кафедрой в разное время были такие известные ученые, как: профессор И.А.Грузинская, доцент Н.Н.Бергман, доцент Е.А.Чаплина, доцент И.Д.Салистра, профессор З.М.Цветкова, доцент (в настоящее время – действительный член РАО) А.А.Миролюбов. С 1961 по 1994 гг кафедру возглавляла профессор Н.И.Гез. С 1994 года по настоящее время кафедрой заведует доктор педагогических наук Гальскова Н.Д.

Наталья Дмитриевна Гальскова , заведующая кафедрой, доктор педагогических наук, занимается научным обоснованием широкого спектра проблем языковой политики в области лингвистического образования; под ее научным руководством и при ее участии разработан целый ряд концепций обучения иностранным языкам на разных является образовательных этапах, а также программы, учебники и учебные пособия; одним из соавторов УМК „Und nun Deutsch“ по немецкому языку как второму иностранному для 7-11классов общеобразовательных школ (М., Просвещение, Клетт); Deutsch. Немецкий язык для 1-4 классов (М., Дрофа) и участвует в разработке научно-исследовательских проектов, в том числе международных.

На кафедре за всю историю ее существования защищено более 400 кандидатских диссертаций, около 300 из них за последние 25 лет. Тематика этих исследований охватывает все типы учебных заведений и формы языковой подготовки (школу, языковой и неязыковой вузы, курсы иностранных языков, др.) и отражает важнейшие вопросы отечественной и зарубежной теории и практики обучения иностранным языкам. Важной частью научной и педагогической работы кафедры является подготовка научных кадров для зарубежных вузов разных стран.

Научно-исследовательскую и учебно-методическую работу кафедры осуществляли ведущие ученые в области методики обучения иностранным языкам, снискавшие славу отечественной науке: 

ИГОРЬ ВЛАДИМИРОВИЧ РАХМАНОВ, доктор педагогических наук, профессор.Основные направления его исследований были связаны с проблемами истории методов обучения иностранным языкам в нашей стране и за рубежом; языковыхобоснованием исходных положений рецептивного и продуктивного усвоения средств общения. 

СОФЬЯ КИРИЛЛОВНА ФОЛОМКИНА, доктор педагогических наук, профессор.Научные интересы Софьи Кирилловны были связаны с обоснованием теории обучения чтению на иностранном языке. Именно ей принадлежит используемая по сей день в отечественной методике типология видов чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое и просмотровое). 

В настоящее время на кафедре работают высококвалифицированные специалисты, занимающиеся изучением проблем, связанных с обоснованием:

  1. теоретических основ обучения иностранным языкам на разных образовательных этапах в контексте современной личностно-ориентированной философии образования и основных положений теории межкультурной коммуникации;
  2. принципов разработки государственных стандартов по иностранным языкам, современных программ и учебников иностранных языков для разных образовательных уровней, в том числе и для различных национально-региональных условий;
  3. теоретических и прикладных аспектов профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам в условиях многоуровневой системы подготовки специалистов языкового и неязыкового профиля.

В рамках общих научных проблем, которые входят в научно-исследовательский план МГЛУ, у многих специалистов кафедры имеются ведущие направления исследования: 

Надежда Ивановна Гез – кандидат педагогических наук, профессор - одна из основоположниц отечественной коммуникативной методики обучения иностранным языкам, разработчик теории ролевых и деловых игр, методики обучения устно-речевому общению и др., автор учебников немецкого языка для старших классов школ с углубленным изучением иностранного языка и для начальной школы; в настоящее время активно занимается вопросами формирования способности к речевому общению на иностранном языке в контексте межкультурной парадигмы научных исследований. 

Нина Владимировна Елухина – кандидат педагогических наук, профессор занимается многоаспектными проблемами обучения устно-речевому общению, теории и практики учебника иностранного языка; является ведущим автором учебников французского языка для школ с углубленным изучением иностранных языков.

Евгения Владимировна Мусницкая – кандидат педагогических наук, профессор, ведущий специалист в области теории и практики профессионально-ориентированного обучения в иностранным языкам, автор программ и учебных пособий для неязыковых вузов; в настоящее время активно исследует проблемы формирования способности к профессиональному дискурсу на иностранном языке в условиях обучения в неязыковом вузе.

Наталья Федоровна Коряковцева – кандидат педагогических наук, доцент занимается теоретическими и прикладными вопросами формирования автономии учащихся в учебной деятельности по изучению иностранного языка, а также вопросами, связанными с отбором и организацией содержания обучения на билингвальной основе в общеобразовательной школе (лицее); осуществляет научно-методическое руководство деятельностью учителей лингвистического лицея № 1555 г. Москвы. 

Зинаида Николаевна Попова-Никитенко – кандидат педагогических наук, доцент исследует теоретические и прикладные вопросы раннего обучения иностранным языкам, проблемы отбора и организации содержания обучения в учебниках для начальной школы; является одним из авторов учебно-методического комплекта по английскому языку для 1-4 классов общеобразовательной школы; осуществляет методическое руководство деятельностью учителей российско-норвежской школы г. Москвы. 

С 1997 г. при кафедре открыта лаборатория лингводидактического тестирования, занимающаяся разработкой объективных методов определения уровня языковой подготовки учащихся и студентов.

Виктор Николаевич Симкин - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий лабораторией лингводидактического тестирования - ведущий специалист в области тестирования по иностранным языкам, участник целого ряда международных проектов, в том числе проекта “Российский языковой портфель”, проводимого МГЛУ под эгидой Совета Европы; в настоящее время занимается проблемой объективизации контрольно-оценочной деятельности в обучении иностранным языкам.

В настоящее время специалисты кафедры сосредоточили свои усилия на таких значимых для современной методики проблемах, как:

  1. Обоснование теоретических основ обучения иностранным языкам на разных образовательных этапах в контексте современной личностно-ориентированной философии образования и основных положений теории межкультурной коммуникации.
  2. Разработка государственных стандартов по иностранным языкам, современных программ и учебников иностранных языков для разных образовательных уровней, в том числе и для различных национально-региональных условий.
  3. Исследование теоретических и прикладных аспектов профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам в условиях многоуровневой системы подготовки специалистов языкового и неязыкового профиля.
  4. Обоснование теоретических и прикладных вопросов:
    • поддержки языкового и культурного многообразия в классе/школе/регионе и развития многоязычия индивидуума;
    • формирования автономии учащихся в учебной деятельности по изучению иностранного языка;
    • развития оценки и самооценки уровня владения современными языками;
    • отбора и организации содержания обучения на билингвальной основе в общеобразовательной школе.

Кафедра оказывает консультации по различным проблемам современной теории и практики обучения иностранным языкам, по составлению авторских программ по иностранным языкам, учебных пособий, тестов и др., а также по организации научно-методической работы в образовательных учреждениях.

Контактный телефон: (095) 245-18-47; факс: (095) 246-83-66 (для Гальсковой Н.Д.); электронная почта: galskova@linguanet.ru

Адрес: кафедра лингводидактики МГЛУ ул. Остоженка, 38 Москва Г-34, 119837 ГСП Россия

НАУКА-ПРАКТИКЕ Практика-науке