ФОРУМ

Тема: Методологический семинар по проблемам ДО
Администратор 08-06-04 12:27:59   |  Написать сообщение  |  Список тем
Статус дистанционного образования, обучения: проблемы, решения.
Присоединяйтесь!
 Андреев 13-06-04 13:06:04   |  Цитировать  |  Написать ответ
Коллеги, (или, может быть, лучше милостивые государыни и милостивые государи, как было принято обращаться до революции в российских научных собраниях)
Насколько я помню, А. Эйнштейн сказал, что сформулировать проблему, значит наполовину решить ее.
Поэтому Евгения Семеновна, сформулировав проблемы, сделала уже очень много.
Напомню их.


Проблема терминологии.
Проблема создания учебно-материального обеспечения дистанционного обучения.
Проблема подготовки преподавателей дистанционного обучения.
Проблема финансирования.
Проблема создания нормативно-правовой основы дистанционного образования.
Проблема авторских прав.

Что я могу добавить?
Я добавил бы проблемы валеологии и расширил проблемы терминологии до необходимости постороения теории ДО, поскольку терминология-это только часть теории.

Выскажу поначалу свои соображения по поводу ДО как формы.
Если внимательно посмотреть, то законодатели не говорят уже, что ДО – это технология. Цитирую из методики…

«Дистанционное обучение обеспечивается применением совокупности образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего с использованием средств телекоммуникации.
Основными дистанционными образовательными технологиями являются кейсовая технология, интернет-технология, телекоммуникационная технология. Допускается сочетание основных видов технологий»

Законодатели правы (точнее осторожны).
Известно, что форма получения образования рассматривается как некая система (содерж, средства, формы, методы, препод, студент).
Основу реализации содержания представляет технологическая подсистема (средства, методы, формы). Каждой форме получения образоваия присущи свои особенные технологии, которые можно использовать в каждой другой, что мы и делаем без законодателей уже много лет.

В заключение выступления выскажу свои соображения по поводу понятия технологии.
Технологии, грубо,- это как? с помощь чего? и в каких условиях сделать что-то полезное. Но это не все. Должны быть выделены особенности технологического процесса. Он:
1. целенаправленный;
2. оптимальный;
3. пошаговый;
4. процесс воспроизводимый многократно.
Если нет хоть одного из этих пунктов, то это методика.

Другими словами методика – это «мягкая», «неполная» технология.

Педагогические технологии - это средства (с помощью )чего методы (как? и форма реализации (в какой обстановке?) содержания образования.
Что скажет по этому поводу педагогическая общественность?

Кроме того, со своей стороны замечу следующее. ДО, как форма, наверное, существует объективно и ей присущи свои специфические технологии. Однако, в процессе эволюции все формы (очное, заочное,…) конвергируют (сольются) в одну и поэтому нечего будет отстаивать.
Вообще говоря, деление на очное, заочное и т.д. я встречал только в российских законах (и в ближнем зарубежье).

Некогда писатель-философ А.Франс сказал, что привилегия интеллекта сомнение. Поскольку все, о чем я говорил сплошные сомнения, то тешу себя только тем, о имею немного интеллекта (по Франсу). Шучу :-)

 Владимир Матвеенко 15-06-04 21:19:42   |  Цитировать  |  Написать ответ
В статье Евгении Семеновны очень четко и компетентно рассмотрен целый ряд серьезных вопросов. Что касается статуса дистанционного обучения, думаю, что он должен существенно различаться по отдельным вузам и программам и должен соответствовать уровню образовательный среды и, соответственно, типичному уровню выпускников, который достигнут программой. К сожалению, реально часто статус определяется, прежде всего, рыночным спросом: скажем, вам нужен диплом MBA, и вот он вам. Что же касается нашего Европейского университета в Санкт-Петербурге, мы пока предлагаем небольшую дистанционную программу дополнительного образования по экономике http://dist-economics.eu.spb.ru , стараемся делать это качественно и создать такую образовательную среду, которая могла бы, с одной стороны устойчиво развиваться, с другой стороны, непрерывно поддерживать выпускников программы. Те наши слушатели, кто адекватно воспринимает программу (ее статус), получают от нее действительно много. Вот мнение нашего недавнего выпускника Михаила Вавилова: "Спасибо огромное за реализацию данного проекта. Основную задачу для меня он выполнил. С помощью него я нашел то, что я хочу изучать, и то, чем я хотел бы заниматься. Думаю, что дистанционная форма обучения очень эффективна. Ты сам определяешь, что, когда и сколько ты учишь. Общение с преподавателем посредством электронной почты убирает все границы расстояния. Особо хочу выделить курс эконометрики, как наиболее практичный в том плане, что используя аналитические пакеты (теперь я к тому же имею опыт работы с SPSS и Eveiws), понимание эконометрики происходит быстрее и более глубокое". Конечно, поиск слушателей, готовых принять такой статус дистанционного обучения, - тоже проблема.
 Полат Е.С. 16-06-04 10:27:24   |  Цитировать  |  Написать ответ
Уважаемый Владимир (извините, Вы не указали Ваше отчество)!
Спасибо за высказанное мнение. Я поняла, что под дистанционным обучением Вы, как и мы, понимаете все-таки не дистанционные технологии, а новую форму получения образования, новую форму обучения. Это очень важно. А варианты, модели этой системы действительно могут быть разными в зависимости от целей, которые ставят перед собой образовательные учреждения, а также от выбранной концепции обучения.
Хотелось бы, чтобы Вы и Ваши коллеги ознакомились с нашей новой книгой "Теория и практика дистанционного обучения".
Одновременно сообщаю всем коллегам, что по адресу http://cde.athabascau.ca/online_book/contents.html размещена книга "Теория и практика онлайнового обучения" (Атабаскского университета, Канада). Она в открытом доступе, но на английском языке.
Спасибо всем. Е.С.
 Александр А. Калмыков 16-06-04 21:40:12   |  Цитировать  |  Написать ответ
Средство само есть содержание.
А также Сосуд (форма) вместит только ему сродственное.

По сути ДО - это новая всеобъемлющая образовательная парадигма, но мы к ней ни готовы, так как пока существую у образования ФОРМЫ.
Они будут существовать еще не предсказуемое время, так как есть задачи образования,
как института трансляции традиций (и соотвественно всех государственных форм управления образованием), и есть задачи образования исходящие от социального заказа - иновации, роста личного "человеческого капитала", и т.п.
Это противоречие как нельзя рельефнее проявляется в ДО.
Вот почему ДО признается пока только как технология. Впрочем "форма" ему тоже не подходит.
ДО разрывает любую форму.
 Петров 17-06-04 10:59:43   |  Цитировать  |  Написать ответ
Уважаемый Александр Александрович!
С интересом прочитал Ваше сообщение.
Меня особо заинтересовало Ваше определение различия между технологией и методикой. Как и Вы с Франсом, я ценю сомнение, и вот какое сомнение у меня возникло по этому поводу:
ряд признаков технологии (пошаговость, массовость) роднят ее с определением алгоритма.
Не следует ли просто признать, что технология - это всегда алгоритм или квазиалгоритм?
Тогда у нас бы автоматически решался вопрос о соответствии педагогических и информационных технологий. Т.е. последние входили бы в понятие исполнителя для первых
Кроме того, в Вашем определении отсутсвуют такие требования, как конструктивность и конечность.
Вы их считаете очевидными или не столь важными?
Далее, интересно, есть ли у Вас пример методики, не являющейся пошаговой или массовой? Т.е. мне представляется, что методика также должна быть, по крайней мере, квазиалгоритмом.
 Полат Е.С. 20-06-04 21:55:06   |  Цитировать  |  Написать ответ
Уважаемый Александр!
Не очень поняла Вашу идею относительно формы и сосуда, государства и общества. Дело в том, что в демократическом обществе, а мы все надеемся, что мы идем все-таки именно туда, парадигма образования, о которой Вы говорите, укладывается в триаду: человек-общество-государство (именно в такой последовательности). Без государства, как и без общества человек обходиться не может. Соответственно, человек вправе решать, что ему нужно в данный период его жизни (и для этого у него должны быть соответствующие условия), а общество и государство вправе формулировать свои интересы. Школа, вуз никогда не были и ,надо полагать, не будут свободны от этих интересов, поскольку это социальные институты, т.е. выполняющие заказ именно общества и государства. Поэтому форма получения образования - это дидактическая категория. Есть очная форма, есть заочная, а теперь, как мы полагаем, есть и дистанционная форма. Но именно поэтому мы и рассматриваем ее как равноправную образовательную систему со всеми присущими ей компонентами.Это, если говорить о проблеме серьезно. Человек должен иметь возможность выбора формы получения образования в каждый период его жизни. Но каждая такая форма должна быть не менее качественна, чем другая.Следовательно, она должна пройти этап проектирования не менее ответственный, чем в очной форме (я имею в виду методическое обеспечение в полном объеме). Если это просто технология, то тогда скажите мне, в какой системе? И тогда у нее нет самостоятельной роли.
Вы с этим согласны?
Е.С.
 Данилович Татьяна 21-06-04 12:00:41   |  Цитировать  |  Написать ответ
Здравствуйте.
Вас приветствует Учебный центр Федерального кадастрового центра "Земля". В связи с тем, что мы координируем внедрение дистанционного обучения специалистов территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости,нас заинтересовала деятельность Вашей Лаборатории. Будем признательны за сотрудничество и информацию.
 Полат Е.С. 23-06-04 11:15:54   |  Цитировать  |  Написать ответ
Татьяна!
Будем рады сотрудничеству. Приглашаем к обсуждению проблем ДО Вас и Ваших коллег.
Е.С.
 Владимирова Л.П. 16-08-04 19:00:00   |  Цитировать  |  Написать ответ
Многие учителя иностранных языков уже прошли обучение на курсах ФИО, Intel, Project Harmony и знакомы с работой на компьютере и в интернет. Но, в настоящее время много желающих повысить свою квалификацию не прерывая учебный процесс и не уезжая из родного города или села. Участники проведённых видеоконференций в ИСиМО РАО и секции "Иностранный язык" @вгустовских интернет-педсоветов по проблеммам обучения иностранным языкам поддерживают идею разработки государственной программы дистанционного обучения в системе переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Создание такой программы зависит также от решения всех проблем, обозначенных Е.С. Полат. А именно:
Проблема терминологии.
Проблема создания учебно-материального обеспечения дистанционного обучения.
Проблема подготовки преподавателей дистанционного обучения.
Проблема финансирования.
Проблема создания нормативно-правовой основы дистанционного образования.
Проблема авторских прав.

 Полат Е.С. 26-09-04 11:41:30   |  Цитировать  |  Написать ответ
Уважаемые коллеги!
Кафедра дистанционного обучения, организованная на базе лаборатории дистанционного обучения ИСиМО РАО проводит курсы повышения квалификации педагогических кадров по темам "Дистанционное обучение в школе и вузе" "Интернет в обучении иностранным языкам. Обучение платное, пока очное, гостиницей институт обеспечивает. Курс рассчитан на 72 часа. По окончании курсов выдается сертификат государственного образца. Следите за информацией на нашем сайте.
Приглашаем всех заинтересованных.
 Владимирова Л.П. 04-02-05 16:20:21   |  Цитировать  |  Написать ответ
Уважаемые коллеги! Приглашаем всех, кого волнуют проблемы дистанционного обучения на очередной методологический семинар, который состоится 7 февраля 2005 в 14.00 (конференц зал, 7 этаж) по адресу: ул. Погодинская, 8 ИСМО РАО.
 Дмитрий 26-02-05 11:32:37   |  Цитировать  |  Написать ответ
Хотелость бы узнать о возможности обучения по специальности-независимая оценка недвижимости(или что-то подобное). УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ, СТОИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ И Т.Д.
 Ильина Наталья Викторовна 30-03-05 08:52:01   |  Цитировать  |  Написать ответ
Некоторые соображения на тему ДО:
1) Если дистанционное обучение лишь технология, а технология - есть способ реализации содержания обучения, причем способ, который может быть использован при любой форме получения образования, тогда возникает вопрос: зачем для дистанционных технологий утверждать дополнительные нормативные документы (речь идет о Методике применения дистанционных образовательных технологий…)? Чтобы подчеркнуть особенность дистанционных технологий?
2) К вопросу о противоречивости терминологии также хотелось бы добавить: Когда говорят о системе заочного образования, то всем понятно, что речь идёт о заочной форме получения образования. Но не является ли противоречием, что понятие Система дистанционного образования существует, а о какой форме получения образования идет речь не понятно? Если о заочной, то причем здесь СДО? Может, всё-таки, о дистанционной?
3) В подтверждение того факта, что дистанционное обучение уже признано академическим сообществом как самостоятельная форма получения образования, говорит ещё и тот факт, что на базе многих вузов открываются Институты дистанционного образования…, заметьте, не на заочном отделении, а как отдельное структурное подразделение…
4) К пречисленным проблемам ДО я бы ещё добавила проблему идентификации обучающегося. Отслеживание IP-адресов при сетевой технологии – это еще не гарантия, а в кейс-технологии как быть? По поводу психометрических тестов… А разве существует отработанная методика идентификации личности обучающегося? Может подскажете?
5) И на последок по поводу реплики г. Петрова: «…Не следует ли просто признать, что технология - это всегда алгоритм или квазиалгоритм? Тогда у нас бы автоматически решался вопрос о соответствии педагогических и информационных технологий. Т.е. последние входили бы в понятие исполнителя для первых…» А разве это не так? Информационные технологии не есть инструмент для педагогических (дистанционных, например) технологий?»

 Евгения 01-12-05 18:20:04   |  Цитировать  |  Написать ответ
Здраствуйте, я студентка педагогического института. В данный момент пишу дипломную работу на тему: "Дистанционное обучение школьников старших классов (10-11 класс) в системе дополнительного математического образования (на базе использования компьютерных технологий)", очень мало материала, не могли бы вы посоветовать литературу или дать ссылки. Заранее спасибо.
 Полат Е.С. 02-12-05 14:33:36   |  Цитировать  |  Написать ответ
Уважаемая Наталья Викторовна!
Вы абсолютно правы и спасибо Вам за поддержку. Мы с самого начала организации дистанционного обучения в нашей стране пытаемся донести до тех, кто принимает столь не продуманные решения, что ДО - это самостоятельная система образования, форма обучения. Кажется, лед тронулся и, как мне сказали, этот вопрос будет обсуждаться в Думе (в комитете по образованию). Хорошо бы!

Евгения!
Я могу Вам посоветовать наши книги: "Дистанционное обучение"/Под ред. Е.С.Полат - М., 1998
"Теория и практика ДО"/Под ред. Е.С.Полат - М., 2004
"Интернет-обучение. Технология педагогичекого дизайна /Под ред М.В.Моисеевой - М., 2004
А также: "Российский портал открытого образования /Под ред. В.И. Солдаткина.
Наши публикации на этом сайте в рубрике "Публикации". Для написания диплома этого будет достаточно.
Успехов! Е.С.
 Екатерина Куликова 21-12-05 15:48:28   |  Цитировать  |  Написать ответ
Добрый день, уважаемые коллеги!
На мой взгляд, реализация все методических подходов в дистанционном обучении должна поддерживаться как организационными, так и программными средствами. Последних сейчас достаточно много.
А вот что выбрать?
 Владимирова Л.П. 04-02-06 23:32:02   |  Цитировать  |  Написать ответ
Программные средства должны соответствовать тем задачам, какие вы ставите в своём курсе, отвечают ли они вашим запросам и насколько полно.
 NataliaBorn 29-07-06 10:34:00   |  Цитировать  |  Написать ответ
Понравился ваш сайт,
очень много интересного нашла, даже и не знала что это есть в сети. И удобно. Вообще-то я недавно пользуюсь интернетом, подскажите пожалуйста - можно ли использовать поиск конкретно по вашему сайту?
Информации очень много и все странички перебирать устала :(

 Serega 22-04-07 03:18:22   |  Цитировать  |  Написать ответ
Уважаемые ученые!

Научно-исследовательский проектно-конструкторский институт морского флота Украины (УКРНИИМФ) и
Одесский национальный морской университет проводит международную научно-практическую Интернет-конференцию
"Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте\'2007".
Председатель Оргкомитета - д.т.н., проф. Шибаев А.Г., сопредседатель - к.т.н., директор УКРНИИМФ Лесник А.С.,
сопредседатель - д.т.н., проф., Действительный член Российской академии транспорта и Международной академии информатизации,
заслуженный работник транспорта России Гончарук С.М., технические менеджеры - аспирант Куприенко С.В., Дмитриева О.И.
По всем секциям будут проводиться тематические форумы (www.sworld.ilhome.net),
где украинские ученые смогут обсудить результаты своих работ в режиме реального времени с украинскими и зарубежными коллегами.
Доклады будут размещены на Интернет-сайте: www.sworld.ilhome.net.
Тезисы докладов будут опубликованы в Сборнике научных трудов по итогам научной конференции.

Приглашаем Вас принять участие в работе научной конференции, которая будет проходить в период с 1 по 15 июня 2007 г. на сайте www.sworld.ilhome.net
Срок подачи текстов и оплаты: до 25 мая 2007 г.
Рабочие языки научной конференции: украинский, русский, английский.

Подробная информация на сайте: www.sworld.ilhome.net,
Все вопросы направляйте по e-mail: orgcom@ilhome.net

С уважением,
Председатель Оргкомитета научной конференции
д.т.н., проф. А.Г.Шибаев


 Наталья Городецкая 28-04-07 15:54:52   |  Цитировать  |  Написать ответ
Коллеги, организаторы форума!
К Вам обращаются за помощью. Мы, организаторы дистанционного обучения, ждем от Вас поддержки. На нее можно расчитывать?
Например, вопрос, Екатерины Куликовой является достаточно важным для всех, кто начинает свою деятельность в системе ДО. Облочек дистанционного обучения сегодня достаточно. Но что посоветуете выбрать Вы, наши уважаемые учителя? Проводили ли Вы анализ существующего программного обеспечения? Какие из предлагаемых на рынке виртуальных оболочек сегодня востребованы, позволяют создавать качественные, соответствующие международным стандартам курсы?
Как всегда, начиная новое, хочется ориентироваться на тех, кто является авторитетом и профессионалом в интересуемом предмете исследования.
Будем надеяться на ответ! Очень хотелось бы с Вами сотрудничать, так как вопросов очень много.
С уважением, зав. лабораторией ДО ГОУ ДПО НИРО Н. Городецкая
 Владимирова Л.П. 15-09-07 18:50:24   |  Цитировать  |  Написать ответ
Уважаемая Наталья Городецкая!
Мы открыты для сотрудничества и будем рады помочь вам в организации дистанционного обучения. Конечно, оболочек для осуществления дистанционного обучения сегодня много, мы проводили их анализ. (см. книга "Теория и практика дистанционного тобучения" под редакцией д.п.н., профессора Е.С. Полат Изд. центр "Академия" 2004, стр. 157). В настоящее время многие пользуются оболочкой Moodle, она предоставляет возможности для интерактивного общения и осуществления многих видов деятельности при дистанционном обучении.
 Марина Кудрявцева 21-05-08 16:44:14   |  Цитировать  |  Написать ответ
Прошу поделиться опытом создания курс ДО: сколько времени потребовалось, усилиями какого количества сотрудников были созданы программы, какие источники использовались.

Написать сообщение

Имя:
E-mail:
Тема:
Сообщение:
 
|Вернуться назад|