Итоги секции «Иностранный язык» Научно-практической конференции «Всероссийский @вгустовский Интернет-педсовет 2004» http://pedsovet.alledu.ru

Координатор секции: Владимирова Людмила Павловна, научный сотрудник лаборатории дистанционного обучения ИСМО РАО, e-mail: ludmila@ioso.ru , web-site: http://virtlab.ioso.ru

Проводящая организация (если ее ресурсы были привлечены для организации секции) ИСМО РАО

1. Сроки работы секции с 23 по 31 августа 2004 г.

2. URL секции http://pedsovet.alledu.ru/index/858

3. Состав рабочей группы:

  1. Бим Инесса Львовна – академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, г.н.с. отдела иностранных языков ИСиМО РАО
  2. Полат Евгения Семёновна – д.п.н., профессор, зав. лабораторией ДО ИСиМО РАО
  3. Сафонова Виктория Викторовна – д.п.н., профессор, руководитель научно-исследовательского центра «Еврошкола».
  4. Воронина Галина Ивановна – д.п.н., заведующая кафедры иностранных языков и культуроведения АПКиПРО РФ, автор учебников по немецкому языку.
  5. Назаренко Алла Леонидовна – д.ф.н., профессор, руководитель центра ДО факультета иностранных языков МГУ им. М.В.Ломоносова.
  6. Каменецкая Надежда Петровна – к.п.н., главный редактор журнала «Иностранные языки в школе» (ИЯШ).
  7. Грачёва Нина Петровна – к.п.н, ведущий научный сотрудник лаборатории иностранных языков ИСиМО РАО, зам. главного редактора журнала «Иностранные языки в школе»
  8. Копылова Виктория Викторовна – к.п.н., председатель предметной комиссии по созданию контрольно-измерительных материалов ЕГЭ 2004г. по иностранным языкам, координатор координационной комиссии по созданию контрольно-измерительных материалов ЕГЭ 2004г. по иностранным языкам.
  9. Соловцова Элла Ивановна – к.п.н., профессор кафедры иностранных языков и культуроведения АПКиПРО РФ, автор учебников по испанскому языку.
  10. Катерина Елена Львовна – учитель английского языка гимназии № 1512 г.Москвы
  11. Васильева Лариса Петровна, учитель английского языка гимназии 56 г. Ульяновска.
  12. Асеев Сергей – методист компании «Просвещение-медиа»

4. Участники секции

5. Общее количество материалов в библиотеке секции: 48
в том числе:

6. Форумы и темы

Название форумаТемыДата начала показаКоличество сообщений
1Государственные стандарты общего образования по иностранным языкамУчебно-познавательная компетентность.
Культуроведение в иноязычном образовании.
Языковой портфель учащегося.
23.08.0413
2Актуальные вопросы обучения иностранным языкам в средней школе: элективные и профильные курсыПрофильное обучение.
Элективные и профильные курсы.
Учебники по ИЯ.
Как правильно реагировать на ошибки?
23.08.0421
3Современные педагогические и информационные технологии в обучении иностранным языкамКомпьютерное обучение.ИКТ в обучении иностранным языкам.
Международные интернет-проекты.
Эффективно ли учить слова, используя МПЗ-плеер?
23.08.0425
4Профессиональная деятельность учителей иностранных языков в сетиВиртуальное методическое Объединение (ВМО).
Необходима ли профессиональная деятельность учителей ИЯ в сети?
23.08.0410

7. Чаты: один – 26.08.4 на тему: «Проблемы профильного обучения, элективные курсы по иностранным языкам»
число участников - 25
региональное представительство участников:
Москва, Московская область, Красноярский край, Башкортостан, Пермская обл., Тамбовская обл., Ханты-Мансийский автономный округ, Ставропольский край.

8. Темы и результаты опросов:
1. Ваше мнение о ЕГЭ? – За -60%, против – 30%, не знаю – 10%
2. В чём проявляется профессиональная деятельность учителей ИЯ в сети?
Участие в @вгустовских педсоветах – 13%
Участие в on-line конференциях -
Проведение интернет-проектов -
Дистанционные курсы повышения квалификации – 13%
Всё перечисленное – 60%
Что-то другое – 13%

9. Содержательные итоги работы секции:
Работа секции «Иностранный язык» показала большой интерес учителей школ, преподавателей вузов, методистов, работников образования к проблемам обучения иностранным языкам в школе и вузе. Участники секции активно обсуждали проблемы профильного обучения иностранным языкам, использования ИКТ в обучении ИЯ, методические вопросы такие, как личностно-ориентированной подход к обучению ИЯ, проектная методика, «портфель» ученика и др. Многие учителя интересовались возможностями профессиональной деятельности в сети: как организацией работы с детьми (международные проекты, дистанционные олимпиады, конкурсы), так и деятельностью по повышению своей квалификации дистанционно.

На секцию (раздел библиотеки) поступило 48 сообщений, из них 25 докладов теоретического плана с методическими рекомендациями об эффективном использовании ИКТ на уроках ИЯ, проектной методике, воспитанию толерантности средствами иностранного языка, о способах повышения интереса у школьников к изучению ИЯ, о новых подходах к обучению различных видов речевой деятельности и т.д.

Кроме этого, поступило 12 сообщений из разных регионов страны в результате проведённой переклички на тему: «Иностранный язык в школе: проблемы и перспективы. Учителя дают информацию о работе своих образовательных учреждений, о работе ШМО учителей ИЯ, рассказывают о своих успехах и проблемах. Можно отметить, что большинство учителей ИЯ – это творческие личности, они используют в своей работе новые информационные технологии, новые педагогические технологии, проводят интересные уроки, конкурсы, внеклассную деятельность и стремятся быть в курсе современных событий в области образования.

На конкурс лучших разработок уроков, поступило 11. Это уроки, которые учителя разработали самостоятельно с использованием компьютеров и интернет-ресурсов. Например, хочется отметить работу ШМО учителей ИЯ лицея № 8 г. Нижний Новгород. Учителя совместно с учениками создают презентации в Power Point по различным темам урока и, как вспомогательный материал, используют их на уроках ИЯ. Они прислали 4 разработки уроков вместе с презентациями и доклад «Новый подход к обучению грамматике с использованием компьютерных технологий для 6 класса.

Итоги проведённого чата на секции "Иностранный язык".

26.08.04 с 10.00 до 12.00 был проведён чат по проблемам профильного обучения по иностранным языкам и использования ИКТ в обучении ИЯ. В чате принимали участие 25 человек из разных регионов России. На вопросы участников отвечали специалисты:

Участников чата интересовали вопросы предпрофильной подготовки, программ по элективным и профильным курсам, профильное обучение в сравнении с общеобразовательным, например: кто и как разрабатывает программы данных курсов? Какие УМК рекомендуются для профильного обучения? Как сочетать профильное обучение и подготовку к ЕГЭ? Какова политика по сохранению языкового плюрализма в школе? Насколько актуальны сейчас для школ наличие мультимедиа обучающих программ по спец. курсам? и др.

О предпрофильной подготовке можно прочитать в журнале ИЯШ № 6 2003 г. В №5 2003 г. имеется информация по использованию элективных курсов по иностранным языкам. В последнем номере ИЯШ № 4 2004 г. имеются материалы по профильному обучению, в приложении опубликован Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования (иностранный язык).

Часы на элективные курсы выделяются из школьного компонента базисного учебного плана. По своей тематике они должны соответствовать профилю. Например, филологическому профилю могут соответствовать следующие элективные курсы "О языке и науках о языке", "Из истории литературы страны изучаемого языка", "Введение в переводческую деятельность", "Язык делового общения". Для социально-гуманитарного профиля (история, обществознание) курсы "Из истории страны изучаемого языка", "Введение в правоведение " и др. Естественнонаучному профилю соответствует элективный курс "Великие ученые и изобретатели страны изучаемого языка". Один и тот же элективный курс может обслуживать несколько профилей.

Профильное обучение начинается лишь с 10 класса. На профильное обучение даётся в два раза больше часов, чем на общеобразовательное, за это время можно обеспечить углубленное изучение предмета. Элективные курсы способствуют либо дальнейшему углублению, либо модификациии (видоизменению) профильного курса.

Уже созданы примерные программы по ИЯ, в том числе и по профильному обучению, которые будут опубликованы в этом году в журнале ИЯШ , ориентировочно, в № 7. Профильное обучение (любой профиль) предусматривает 6 часов. Для профильного обучения будут рекомендованы учебники Сафоновой В.В. по английскому языку и Бим И. Л. по немецкому языку.

Учителя спрашивают, в чём разница между факультативом и элективным курсом?

Факультативный курс не обязателен для посещения, элективный курс - это обязательный курс по выбору школьников, на который отводятся часы из школьного компонента базисного учебного плана.

Элективные курсы могут создавать сами учителя на основе существующих книг для чтения. Например, "Великие ученые и изобретатели страны изучаемого языка" или "Из области науки и техники" и т.д.

В ЕГЭ содержатся вопросы повышенной трудности, которые помогают проверить углубленный/профильный уровень подготовки.

Тогда каким образом будут сдавать ЕГЭ ученики профильных классов? А если профиль класса не филологический, а, например, математический?

ЕГЭ проверяет речевые умения, языковые и социокультурные знания и навыки.

Специализированные знания по другим предметам, которые будут входить в профиль, объектом проверки не являются.

Стандарты существуют для общеобразовательного базового уровня подготовки и для углубленного профильного уровня подготовки. См текст Стандарта в ИЯШ № 4 2004 (Приложение).

Профильное обучение не ставит задачу подготовки к вузам. Можно создавать дополнительные модули, ориентированные на конкретный вуз, но это не входит в программу профильного обучения.

А языковый плюрализм в школе необходимо сохранять, и конкретная реализация этой политики зависит от каждой школы.

Кроме проблем профильного обучения участников чата интересовали вопросы компьютерных технологий в обучении иностранным языкам.

С первого дня на секции были открыты 4 форума (15 участников, 69 сообщений). В связи с тем, что доступ к форумам имели только зарегистрированные участники, а зарегистрироваться смогли не все желающие (по техническим и другим причинам), то участников на форуме было не много. Но, тем не менее, можно сделать следующий вывод:

  1. На первом форуме «Государственные стандарты общего образования по иностранным языкам» участники делились опытом работы по формированию у школьников коммуникативной компетентности и её составляющих, особенно учебно-познавательной и социокультурной. Учителя отметили, что в настоящее время важным является овладение учащимися умением рациональной организации труда, информационными умениями, связанными со способами и приёмами самостоятельного приобретения знаний из различных источников, работы с текстом, составление планов, извлечение нужной информации и т.д.
  2. На форуме «Актуальные вопросы обучения иностранным языкам в средней школе: элективные и профильные курсы» участники выделили, как основную проблему, проблему профильного обучения иностранным языкам. Многие учителя озабочены тем, что не имеют соответствующих программ по проведению профильных и элективных курсов. Учителя спрашивали, какие учебники можно использовать для проведения данных курсов, как и кто разрабатывает программы и т.д. На данные вопросы ответили специалисты со ссылкой на печатные издания: журналы ИЯШ № 4 2004, ИЯШ № 6 2003 (подробно – в информации по чату).
  3. На форуме «Современные педагогические и информационные технологии в обучении иностранным языкам» обсуждался вопрос использования ИКТ в учебном процессе. Вопросы: Какие существуют компьютерные обучающие программы и где их можно приобрести, какие ресурсы интернет лучше использовать при обучении не только английского, но и других иностранных языков. Методист компании «Просвещение Медиа» Асеев С.Г. дал подробную информацию о продукции компании Новый Диск и методике её использования (СМ. доклад «Обзор языковых мультимедийных программ компании Новый Диск).
    Сотрудники центра сетевых инициатив гимназии № 75 г. Омска www.omsk.edu.ru/schools/scho75/Poetic_fantasy/index.html ежегодно проводят в сети конкурсы для учащихся по английскому языку “Poetic Fantasy”.
    Проектная методика в обучении ИЯ – одна из ключевых тем обсуждения на данном форуме Учителя делились опытом проведения международных телекоммуникационных проектов. Интересной и полезной для многих была информация о Европейской Школьной сети www.eun.org
  4. Тема “Профессиональная деятельность учителей ИЯ в сети» на четвёртом форуме тоже вызвала интерес у учителей. Все согласны с тем, что в настоящее время возросла потребность учителей ИЯ в активной деятельности в сети, но информации о возможностях проявления профессиональной деятельности в сети у них не достаточно. Нет централизованного (ВМО) виртуального методического объединения для учителей иностранных языков, нет информации о проведении дистанционных курсов повышения квалификации учителей ИЯ, многие не знают адресов образовательных ресурсов интернет.

В целом, я думаю, работа секции «Иностранный язык» прошла успешно Материалы докладов, обсуждения проблем в чате и на форумах прояснили многие вопросы и явились хорошим методическим материалом для дальнейшей профессиональной деятельности.

Дальнейшее обсуждение вопросов и консультации будут продолжены в форуме на сайте лаборатории Дистанционного обучения Института содержания и методов обучения Российской Академии Образования (ИСМО РАО) distant.ioso.ru

Список наиболее активных участников @П-2004
на секции «Иностранный язык»

ФИОДолжность, организацияАдрес, e-mailОбоснование
1Иванова Надежда ВалентиновнаУчитель английского языка, средняя школа № 5, Советский район,
г. Красноярск
Красноярский кр.660005
г. Красноярск, ул. Малиновского 27 – 125
nade-ivanova@yandex.ru
5 докладов, 2 разработки урока, 10 сообщений в форуме. Лучший доклад «Эффективное использование новых информационных технологий в преподавании английского языка в средней школе»
Урок-проект «Являешься ли ты другом окружающей среды?»
2Пыхова Елена Кимовна, Степанова Валентина АльбертовнаУчителя английского языка, лицей № 8
г. Нижний Новгород
г. Нижний Новгород
School8@pbox.nnov.ru
Доклад «Новый подход к обучению грамматике с использованием компьютерных технологий для 6 класса (по материалам УМК Кузовлева В.П.)»
2 разработки уроков
3Синягина Людмила АнатольевнаУчитель английского языка, гимназия № 1
г. Стерлитамак
Башкортостан,
г. Стерлитамак, ул. Худайбердина, дом 139, кв. 56
milla_tea.eng@mail.ru
2 разработки урока, вопросы по почте. Лучший урок: «Социокультурные традиции в республике Башкортостан»
4Бочкарёва Светлана ВладимировнаУчитель английского языкаЯмало-Ненецкий автономный округ svetahappy@mail.ruДоклад «Развитие речемыслительной деятельности на уроках английского языка (из опыта)» Разработка урока «Здоровье Северян»
5Беляева Людмила АндреевнаСтарший преподаватель кафедры немецкого языка КГПИ
г. Сыктывкар
Республика Коми г. Сыктывкар Октябрьский проспект 146-16
petal2000@mail.ru
Доклад «О возможностях использования интернета при обучении немецкому языку студентов 2 курса в страноведческом и лингвострановедческом аспекте»
6Винярская Ольга АнатольевнаУчитель английского языкаг. Иркутск
vin-olgs@narod.ru
Доклад «Программа Internet English – новые технологии и новые пути изучения английского языка»
7Котюргина Вера ВасильевнаПреподаватель английского языка, Кировский кооперативный техникум,
г. Котельнич
Кировская область
verak@ezmail.ru
г. Котельнич
Интегрированный урок по теме «Деньги. Банк. Обмен валюты» (английский язык)
Доклад: «Профессиональная направленность урока английского языка»
8Бабина Елена Ивановнаучитель английского языка (гимназия № 6,
г. Губкин),методист методического кабинета управления образования Губкинской
территориальной администрации
Белгородская область
г. Губкин, ул. Кирова, 52-а, кв. 47309181
тел.(раб.): (07241)3-47-74 или 3-42-84
belena@belgtts.ru
Доклад «Newspaper “English” as a helping hand»
9Мещерякова Валерия НиколаевнаАвтор пособия “I love English”
Для ДОУ и нач. школы.
Республика Татарстан,
г. Казань
nadinka@i-set.ru
Доклад: «Почему дети боятся говорить по английски или всегда ли на ошибках учатся?»
10Спицына Г.С.Учитель французского языка СОШ № 20
г. Мичуринск.
Тамбовская область
г. Мичуринск, СОШ № 20
Доклад «Привитие учащимся интереса к французскому языку через использование активных форм работы на уроке»