XV конференция представителей региональных научно-образовательных сетей “RELARN-2008”

Фотогалерея

по теме "Дистанционное обучение и другие виды дистанционной поддержки учащихся и учителей" на секции были рассмотрены следующие вопросы:

  • Применение современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для организации дистанционного обучения в вузе Московская финансово-промышленная академия (МФПА), Лаборатория ДО ИСМО РАО
  • Использование педагогические технологии дистанционного обучения (концепция лаборатории ДО ИСМО РАО) при проектировании и организации курсов ДО
  • Организация сетевого сообщества участников <Программы повышения квалификации учителей школ сети ОРТ>
  • Проблемы организации и проведения проекта <Обучение с использованием интернет для решения задач подготовки школьников на профильном уровне> выполняется в составе компонента ИСО <Профессиональное развитие педагогов в области применения ИКТ для целей образования>
  • Личностная ориентированность в дистанционных курсах обучения школьников (на примере проекта <Интернет-школа <Просвещение.ru>).
  • Общение педагогов в дистанционных курсах (на примере курса <Разработка и проведение телекоммуникационных проектов>)
  • Опыт организации и проведения дистанционного обучения учителей физики (ООО <Физикон)
  • Модель дистанционных курсов повышения квалификации в УЦ ФИРО
  • Система образовательных голосовых чатов, основанная на использовании программного комплекса Ventrilo и адаптированная для организации и эффективного проведения различных видов дистанционных образовательных мероприятий, в том числе, для людей с нарушением зрения
  • Решения D-Link для организации телекоммуникационной инфраструктуры дистанционного образования

Резюме заседания:

В ходе работы подсекции «Дистанционное обучение» были представлены различные формы и виды организации дистанционного обучения в учебных заведениях различного уровня и профиля, где ДО рассматривается в качестве особой формы получения образования.

ДО реализуется сегодня в России в системе базового и профильного, высшего профессионального образования, а также в системе повышения квалификации педагогов. Для организации ДО на разных уровнях образования с учетом своей специфики, степени финансирования и технического оснащения, а также доступности программных средств и сред, каждому образовательному учреждению приходится решать ряд административных, организационных, технических и педагогических проблем.

В каждом конкретном случае образовательное учреждение действует достаточно автономно в условиях отсутствия единых государственных требований к организации ДО и обеспечению его качества. Вместе с тем, намечаются общие тенденции, способствующие его эффективной организации.

  1. Отмечено, что на данном этапе развития дистанционных форм обучения в вузах при выборе той или иной модели дистанционного обучения (Интернет-обучение и/или интегрированное обучение), прежде всего, учитывается специфика предметной области, влияющая на содержание специфического учебно-методического комплекса, и используемые Интернет-сервисы (Веб 2.0), существенно расширяющие и методически углубляющие виды деятельности обучаемых. - А.А.Андреев andreev_a_a@mail.ru, Московская финансово-промышленная академия (МФПА), М.А.Татаринова, Институт содержания и методов обучения Российской академии образования
  2. Заявлено, что ДО как система обучения требует, с одной стороны, тщательно продуманного научно обоснованного этапа педагогического проектирования, а с другой стороны, столь же тщательно организованного учебного процесса, который требует высокой и специальной подготовки преподавателя, системного администратора, координатора. М.А.Татаринова, ИСМО РАО, лаборатория дистанционного обучения, mtatarinova@yandex.ru. Дистанционное обучение: проблемы педагогического проектирования и организации учебного процесса
  3. Подчеркнуто, что ключевое понятие ДО – интерактивность. Организация различных видов целенаправленного взаимодействия преподавателя и обучаемых, а также обучаемых между собой с использованием педагогических технологий личностно-ориентированного и проблемного обучения посредством адекватных средств ИКТ обеспечивает эффективность и качество ДО. Л.П.Владимирова, ИСМО РАО, vludmilap@mail.ru Современные педагогические технологии в дистанционном обучении; М.А.Татаринова, ИСМО РАО, лаборатория дистанционного обучения, mtatarinova@yandex.ru. Сетевой курс дистанционного обучения английскому языку “Profile English”.
  4. Обозначено, что одной из главных задач современного образования в условиях информатизации является формирование ИКТ - компетенции школьников. Методика организация их самостоятельной познавательной деятельности при работе с ресурсами Интернета способствует развитию умений работы с информацией. Л.А. Серых. Центр развития образования г. Самара. edc@edc.samara.ru Дистанционной курс «Интернет – доступ – достоверность - результат».
  5. В ходе проведения проектов выявлено, что для организации ДО в профильной школе требуется последовательная реализация программы ДО на государственном уровне, подготовка квалифицированных кадров: авторов ЭОР нового поколения, сетевых педагогов, создание качественных учебно-методических материалов для ДО, их унификации согласно федеральным стандартам в заявленных предметных областях, высокий уровень мультимедийности и интерактивности, централизованное хранение; предоставление доступа всем субъектам обучения, личностная ориентированность, развитие сетевого сообщества учителей и методистов. Д.Т.Рудакова dtrudakova@gmail.com, научн. сотр. ИСМО РАО Обучение с использованием интернет в профильной школе: опыт и проблемы. Г.Г. Малёва, НП «Телешкола» (Просвещение.ru), magala56@mail.ru.Электронные образовательные ресурсы нового поколения в условиях дистанционного обучения: ориентация на новые образовательные результаты.
  6. Система подготовки преподавателей для ДО и использования ИКТ в очном обучении разрабатывается различными организациями с целью знакомства учителей с современными ЭОР, средствами ИКТ, современными педагогическими технологиями. Своевременная профессиональная поддержка учителей, мероприятия по обмену опытом, взаимодействие организуется и администрируется на основе всех доступных сетевых сервисов Интернет: электронной почты, веб-сайтов, форумов, IP-телефонии, cервисов Веб – 2; используюся как очные, очно-дистанционные (интерграция очной и дистанционной форм) так и дистанционные формы обучения на основе различных Интернет сервисов и СДО (Moodle, Competetum), что показывает достаточно эффективные результаты. М.Ю.Бухаркина, Marina.Buharkina@ort.ru. Москва ИКТ в организации системы повышения квалификации учителей средних школ (из опыта организации сетевого сообщества участников «Программы повышения квалификации учителей школ сети ОРТ»). Н.Н.Гомулина. gomulina@orc.ru Физикон. Дистанционное обучение учителей физики. Н.Ю. Маркер sch099@yandex.ru, Центр творческого развития и гуманитарного образования «Перспектива» Организация общения слушателей в рамках дистанционного курса "Разработка и проведение телекоммуникационных проектов".
  7. Выделены основные проблемы внедрения дистанционного обучения педагогов образовательных учреждений: нормативно-правовые (экономическая схема оплаты авторам курса и дистанционным учителям); педагогические (подготовка новых авторов дистанционных курсов и дистанционных учителей; приобретение лицензионного ПО на ПК); технические и эргономические (недостаточное количество и качество оборудования, доступа к Интернет); психо-физиологические (отсутствие рабочего времени на проведение дистанционных курсов на работе (большая загруженность текущей очной работой); социальные (признание авторства дистанционного курсов - экспертиза, заключение лицензионных договоров). - М.А.Татаринова, Институт содержания и методов обучения Российской академии образования, Н.В.Никуличева nikulicheva@mail.ru, Москва Модель дистанционных курсов повышения квалификации педагогов, Интернет-государство учителей: от виртуальных дискуссий до повышения квалификации
  8. Отмечено, что реализация ДО невозможна без решения ряда технических проблем, связанных с созданием телекоммуникационной инфраструктуры распределенных образовательных учреждение, грамотное построение которой обеспечит доступность и эффективность ДО на местах, сократит временные и финансовые затраты. П.В.Ромасевич, D-Link, promasevich@dlink.ru Решения D-Link для организации телекоммуникационной инфраструктуры дистанционного образования.
  9. В результате проведенных исследований дидактических свойств и функций системы голосовых чатов Ventrilo в дистанционном обучении инвалидов по зрению и дистанционном профессиональном общении установлена их высокая эффективность. П.Ю.Дик, Ю.Е.Шадрина info@mostinfo.ru, ООО "Межрегиональные образовательные системы и технологии"

РЕШЕНИЕ СЕКЦИИ 6

В целях обеспечения качества и повышения конкурентоспособности российского дистанционного образования дистанционная форма должна быть прописана в "Законе об Образовании" для того, чтобы:

  • Осуществлялось достаточное финансирование на федеральном уровне для реализации программ дистанционного образования в государственных учебных заведениях;
  • Была возможность выработать и принять единую концепцию ДО в России;
  • Были разработаны единые государственные требования к разработке электронных изданий для ДО и осуществлялась экспертиза их качества;
  • Были разработаны требования к лицензированию образовательных учреждений, осуществляющих программы дистанционного образования;
  • Была создана защищенная инфраструктура сети Интернет для обмена образовательными ресурсами и транзакциями в системах дистанционного обучения
  • Осуществлялась целенаправленная подготовка квалифицированных педагогических кадров (авторов-разработчиков, методистов, сетевых администраторов, координаторов, преподавателей) для проектирования и организации системы дистанционного обучения;
  • Были разработаны программы для педагогических вузов по подготовке сетевых преподавателей;
  • Была разработана экономическая схема учёта и оплаты труда дистанционного учителя.

В сложившейся ситуации становления и реформирования нормативно-правовой базы для реализации ДО в России, в отсутствии должного внимания государственных структур для его развития, необходимо:

  • продолжать совместное обсуждение обозначенных проблем в ходе проведения очных семинаров и конференций, а также Интернет-мероприятий и видеоконференций, направленных на обмен опытом образовательных учреждений разного уровня, в том числе и высшего профессионального, с привлечением широкого круга специалистов.
  • осуществлять кооперацию образовательных учреждений при создании базы данных электронных ресурсов, в том числе и для дистанционного обучения, ресурсных центров, сети образовательных порталов дистанционного обучения.

-Вернуться назад-