Полатовские чтения 2009  II международная очно-дистанционная научно-практическая конференция
"Полатовские чтения - 2009"
 


Главная    Информационное письмо      Партнеры     Условия участия     Регистрация     Программа     Форум (секционные обсуждения)     Аналитика     Место проведения     Трансляция     Оргкомитет     Сборник научных трудов конференции

 
19 ноября – открытие конференции, методологический семинар на тему «Организация дистанционного обучения в предметных областях: проблемы и решения» в ИСМО РАО по адресу: Москва, ул. Погодинская, 8, п.2. к.711.

Полатовские чтения – 2009 были открыты минутой молчания, посвященной памяти Е.С. Полат. На пленарном заседании было более 50 "очных" участников, не считая многочисленных гостей, присоединившихся к конференции по Интернет-связи. В приветственном слове академик РАО Е. А. Быстрова подчеркнула актуальность ДО в современном образовании. Выступающие коснулись проблем ДО в литературном, химическом и физическом образовании и возможностей ДО компьютерным технологиям. Участники семинара работали в интерактивном режиме, выступления сопровождались многочисленными вопросами как из зала, так и из сети. На завершившем семинар круглом столе отмечалась несомненная новизна и польза подобных форм профессионального общения, был отмечен высокий уровень докладов и квалифицированное ведение семинара зав. лабораторий ДО ИСМО РАО М. А. Татариновой.
Семинар показал, что электронные образовательные ресурсы для ДО в предметных областях должны представлять собой систему обучения, требующего этапа должного педагогического проектирования в соответствии с современными целями образования, требованиями компетентностного подхода, специфики предметной области. В ходе обсуждения была выявлена необходимость разработок в области классификации ЭОР по формам образования и предметным областям. Были затронуты вопросы интеграции в СДО современных возможностей ИКТ (WEB 2.0.) и педагогических технологий по организации совместной учебной работы, осуществлению совместных проектов. При разработке ЭОР по предметным дисциплинам важно использовать возможности стратегического партнерства с представителями работодателей. Одним из актуальных вопросов видится поиск способов обеспечения качества ДО, оценки качества ЭОР и процесса ДО, разработка критериев оценки качества по 3-м показателям: организационному, содержательному, техническому.

Основные доклады

«Формирования читательской культуры в дистанционном курсе литературы», методист НП «Телешкола» Е. С. Абелюк. (презентация)

«Дистанционное преподавание химии в НП «Телешкола», преподаватель НП «Телешкола», МГУ, доцент, к. хим. н. Е. А. Менделеева.(презентация)

«Возможности дистанционного обучения физике», доцент МИОО, член- корр. Академии информатизации образования, к. п. н.Н.Н. Гомулина.(презентация)

«Возможности дистанционного обучения компьютерным технологиям», директор ИКТ МЭСИ В. И. Швей.(презентация)
Фото


  
30 ноября – научно-практический семинар на тему «ИКТ в филологическом образовании» на базе гимназии № 1540 по адресу: Москва, ул. Новослободская, 57.

На семинаре, посвященном актуальным проблемам использования ИКТ в филологическом образовании, присутствовали около 25 очных и дистанционных участников. Открыла семинар Моисеева М.В., к.п.н. ведущий представитель школы Е.С. Полат в России, директор гимназии, ставшей одной из первых в Москве экспериментальной площадкой лаборатории ДО ИСМО РАО. Выступающие коснулись современных направлений в филологическом образовании на основе Интернета, различных возможностей ИКТ в обучении ИЯ (видеоконференции, блоги), проблем организации ДО в филологическом образовании, разработки мультимедийного образовательного контента. Была подчеркнута важность интеграции педагогических и информационных технологий в языковом и литературном образовании. В.В. Сафоновой отмечено отсутствие возможности познакомиться с содержанием действующих курсов ДО, в частности по ИЯ, процедуры независимой общественной экспертизы качества ЭОР. Показана необходимость включения ИКТ – компетенции обучаемых в модель ИКК, необходимость использования единой шкалы уровней владения ИЯ для построения эффективной системы непрерывного языкового образования. А.Л. Назаренко представила проект МГУ с использованием видеоконференций “Global Understanding”, подчеркнув важность такого вида деятельности для специалистов в области межкультурной коммуникации в условиях глобализации. Н.В. Беляева подчеркнула необходимость совершенствования ИКТ-компетенции преподавателей литературы, необходимой для разработки качественного мультимедийного контента и работы с ним на уроке и во внеурочной деятельности. Выступление Татариновой М.А. затронуло вопросы разработки курсов ДО и обучения в среде Moodle. Важным компонентом среды является построение индивидуальной траектории обучаемых, работа с электронным портфелем, что требует отдельных исследований такой педагогической технологии в ДО. Доклады Бухаркиной М.В. и Кащук С.М. касались практического и дидактически целесообразного использования блогов в процессе языкового обучения.

Основные доклады

«Видеоконференции в обучении межкультурной коммуникации» - профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, д.фил. наук. А. Л. Назаренко (презентация)

«Мультимедийный контент в очном и дистанционном гуманитарном образовании» - глав. научн. сотр лаборатории ДО ИСМО РАО, д.п.н. Н.В. Беляева (презентация)

«Школьный курс дистанционного обучения иностранному языку», зав. лабораторией ДО ИСМО РАО, к. п. н. М. А. Татаринова.(презентация)

«Возможности блогов в преподавании школьного курса английского языка» учитель гимназии №1540, к.п.н. М. Ю. Бухаркина (презентация)

«Опыт использования блогов в обучении французскому языку в школе и вузе» – доцент кафедры фр. и нем. языков Коломенский гос. пед. института, к.п.н. С.М. Кащук(презентация)
Фото


  
24 декабря – закрытие конференции, научно-практический семинар на тему «ИКТ в образовании: риски использования и неиспользования» на базе МЭСИ в рамках проекта «E-Learning@Россия» по адресу г. Москва, ул. Нежинская, 9.

Семинар-подведение итогов конференции касался острых проблем использования ИКТ в образовании: концептуальных основ и тенденций развития электронного образования (В.П. Тихомиров), Интернет-ориентированных методик (В.В. Сафонова), личности и роли обучаемого в ДО (Гриф Ричардс), качества (А.Г. Гриценко), информационной безопасности (Баяндин Н.И.) и особенностям педагогического общения (Ладыженская Н.В.) в электронном образовании, а также был представлен дидактических потенциал современных средств ИКТ (Владимирова Л.П.) и примеры организации смешанного обучения в конкретных учебных материалах различных предметных областях (И.Б. Доценко, С.В. Андреева, Л.В. Матюшкина, Л.В. Якунина,Т.А. Бокарева).
Семинар был открыт вступительным словом В.П. Тихомирова, президента консорциума «Электронный университет», научного руководителя МЭСИ, с положительной оценкой традиции проведения конференций, посвященной памяти известный российских ученых их учениками и последователями. В.П. Тихомиров в своем выступлении поддержал инициативу лаборатории ДО о включении резолюции конференции в рабочие материалы Экспертного совета при комитете по образованию ГД по формированию нормативной базы электронного образования в РФ. Более того, были обозначены и подробно освящены основные тенденции электронного образовании в мире. Они состоят в привлечении внимания к инновациям не только в области технологий (значительный этап в их развитии уже пройден), но и в области педагогических наук. Необходимо обратить внимание на взаимодействие всех участников обучения в процессе передачи и получения новых знаний, построение индивидуальных траекторий обучения, разработку современных учебный материалов, качество образования в электронных средах, кооперацию научных исследований, сопоставлению работы вузов в этой области для выведения российского электронного образования на конкурентоспособный уровень. Отдельно необходимо уделить внимание развитию мобильного обучения, открытых ресурсов, технологий Web 2.0 в образовании, серьезных игр, менять систему педагогического профессионального образования.
В своем выступление профессор Канадского открытого университета Гриф Ричардс затронул проблемы дистанционного обучения с позиции обучаемого, заключающиеся в высокой степени мотивации, самоорганизации и конкретной цели получения ДО, необходимости и возможности сетевого общения, в том числе и межкультурного. По мнению многих дистанционных обучаемых успешность ДО зависит от его гибкости, разнообразия, активной позиции обучаемого, возможности общения и интерактивности, владения общеучебными умениями.
Профессор Сафонова В.В., специалист в области межкультурной коммуникации, автор социокультурного подхода в языковом образовании, отметила в своем выступлении риски неиспользования интернета (при наличие адекватного методического обеспечения) и риски использования (при отсутствии приемлемого методического обеспечения), а также остановилась на актуальных задачах интернет-ориентированных методик как педагогического направления. Они состоят в координации научных исследований, обобщении терминологии, проведения теоретико-экспериментальных исследований в области различных составляющих интернет педагогики.
На круглом столе были подведены итоги конференции, намечены основные положения проекта резолюции. М.А. Татаринова представила предварительные итоги аналитического опроса участников о состоянии и возможностях использования ИКТ в образовании, результаты которого будут обработаны и опубликованы в материалах конференции.

Основные доклады

Открытие семинара. Вступительное слово президента Международного консорциума "Электронный университет", научного руководителя МЭСИ, академика, д.э.н, профессора Владимира Павловича Тихомирова «Университет в информационном обществе: особенности функционирования, особенности трансформации университета к условиям информационного общества, технологии и обзор лучших практик»

«Distance Learning from the Learner’s Perspective» – Griff Richards, Phd Director Technology Enhanced Knowledge Research Institute (Athabasca University, Canada Open University)(презентация)

«Общая и частные интернет-ориентированные методики: перспективы развития» - Виктория Викторовна Сафонова, д.п.н., профессор, генеральный директор НИЦ «Еврошкола»

«Вопросы оценки качества электронного обучения» - Анатолий Григорьевич Гриценко, к.э.н., ректор Евразийского открытого института

«Информационная безопасность в образовании» - Баяндин Николай Иванович, зав. кафедрой комплексного обеспечения безопасности автоматизированных систем ИКТ МЭСИ(презентация)

«Дидактические возможности сервисов Web 2.0. в учебном процессе» – Владимирова Людмила Павловна, к.п.н., старший научный сотрудник лаборатории ДО ИСМО РАО (презентация)

«Некоторые вопросы преподавания курса «Основы сетевого педагогического общение»" для магистрантов МЭСИ» - Ладыженская Наталия Вениаминовна, к.п.н., старший научный сотрудник лаборатории ДО ИСМО РАО

«Программы предвузовской подготовки с элементами смешанного обучения» - Доценко Игорь Борисович, к. физ.-мат. наук, директор центра довузовской подготовки ТТИ ЮФУ (г.Таганрог)(презентация)

Круглый стол «Дистанционное обучение в предметных областях: итоги вторых Полатовских чтений»

«Отработка практических навыков усвоения материала по русскому языку с использованием ИКТ» С.В.Андреева (презентация)

"Обучение физике с использованием электронных образовательных ресурсовЦДП ТТИ ЮФУ" Л. В. Матюшкина, О. Б. Якунина(презентация)

«Опыт реализации смешанного обучения математике в процессе подготовки к ЕГЭ» Т.А. Бокарева, Е.М. Фридман(материалы)
Фото


  
Вернуться на главную