Итоги методологического семинара
«Педагогические технологии дистанционного обучения»

(руководитель семинара - доктор пед. наук, профессор ПОЛАТ Е.С.)

9 февраля 2006 года лаборатория дистанционного обучения ИСМО РАО провела очередной методологический семинар по проблемам дистанционного обучения. Вниманию участников семинара была представлена новая книга под редакцией Е.С. Полат «Педагогические технологии дистанционного обучения»[1], аналогично звучала и тема самого семинара. В работе семинара принимали участие специалисты в области дистанционного обучения, преподаватели вузов (МГУ, РАО, РГИОО, МГИЭМ, МППГУ, Волгоградского гос. педагогического университета), представители компании «Физикон»,  «Телешколы», и «i-Школы», педагогических изданий, гл. редактор журнала «Информатика и образование», аспиранты, сотрудники ИСМО РАО, гости из г.г. Волгограда и Калуги, др.

Семинар прошёл под эгидой двух академий: Российской академии образования и Международной академии   информации, информационных процессов и технологий.

С приветственным словом к участникам семинара обратились вице-президент МАНИИТ Савельев А.Я. и академик-секретарь  РАО Кузнецов А.А.

Они отметили актуальность темы данного семинара и выразили надежду на практические результаты работы. Уже понятно, что дистанционное обучение стремительно развивается, несмотря на явные пробелы в законодательной базе.

Успех дистанционного обучения зависит от многих факторов, но одним из важнейших являются используемые в учебном дистанционном процессе педагогические технологии.  

Е.С. Полат в своем докладе подчеркнула, что дистанционная форма обучения рассматривается в качестве одного из компонентов   системы непрерывного образования. В докладе были раскрыты особенности организации учебного процесса при использовании педагогических технологий, отражающих основные принципы гуманистической педагогики, личностно ориентированного подхода, конструктивизма, в различных моделях дистанционного обучения: обучение в малых группах сотрудничества,  дискуссии, ролевые игры, ситуационный анализ, метод проектов, «портфель ученика», формирование критического мышления в условиях дистанционного обучения. Евгения Семёновна подчеркнула, что успех дистанционного обучения во многом  зависит также и от технологического решения, от используемых оболочек, которые должны отвечать педагогическим целям и задачам курса.

Андреев А.А.  представил разработанный совместно с Айсмонтасом Б.Б.  конструктор для создания веб-сайта преподавателя, которым могут пользоваться учителя и создавать свои мультимедийные учебные пособия.

Шпитальская И.Ю., руководитель “i-школы” в своём докладе рассказала о единственной в Росси дистанционной школе для детей-инвалидов. Виртуальное здание  «i-Школы» расположено в Интернете по адресу www.home-edu.ru. Уроки проводятся в специальной учебной среде –« i-Классе», где каждому курсу выделен виртуальный учебный кабинет. В настоящее время в государственном образовательном учреждении - Центре образования «Технологии обучения» (i-Школе) получают основное и дополнительное образование в дистанционной форме более 1 тысячи учащихся  1-11 классов. В основном, это дети с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата и соматическими заболеваниями при условии сохранности интеллекта. Учащиеся Центра образования имеют возможность заниматься на курсах трех направлений: гуманитарном, естественно-математическом, технологическм. Дети изучают такие предметы, как «Информационный поиск», «Интернет-журналистика», «Веб-программирование», «Уроки сочинительства», «Как общаться в Интернете», «Уроки журналистики на английском», «Литературный перевод с английского языка», «Компьютерная графика», «Эффективная анимация во Flash”, “Натурная мультипликация с элементами конструирования», «Рисованная компьютерная анимация», «Цифровое видео», «Моя родословная», «Бисероплетение», «Робототехника», «Основы профессии юриста» и др.

Доклад Владимировой Л.П., научного сотрудника лаборатории дистанционного обучения ИСМО РАО, был посвящён организации профессиональной деятельности учителей иностранных языков в сети. Создание профессионального сетевого сообщества учителей иностранных языков – это предоставление новой возможности для повышения квалификации и обмена опытом. Сетевые сообщества помогают специалистам, территориально удалённым друг от друга,  сообща решать многие проблемы в определённой области профессиональной деятельности, общаться друг с другом  с помощью современных средств коммуникации, получать новые знания, повышая, тем самым, уровень своей профессиональной компетентности. Есть мнение, что деятельность профессионального сетевого сообщества является моделью неформального  обучения с рабочего места (work-place leаrning), не прерывая производственного/учебного процесса. Это и есть не что иное, как пример обучения в течение всей жизни (long-life learning).

Подробнее с материалами семинара можно ознакомиться на нашем сайте в рубрике «Основные доклады».

Работа семинара продолжалась обсуждением проблем ДО за круглым столом.     Проблема создания оболочек для современного учебного процесса в дистанционной форме вызвала оживлённое обсуждение. Одни считают, что нужно пользоваться готовым программным обеспечением,  другие – создавать свой программный продукт. Большинство участников семинара пришли к мнению, что необходим профессиональный продукт, создаваемый с использованием новейших средств ИКТ, но в полном соответствии с требованиями педагогического процесса. У учителя же должна оставаться возможность для творчества.   Евгения Семёновна отметила, что создание оболочки для дистанционного курса зависит от поставленной цели, от специфики предмета, необходимо учитывать педагогическую основу и новейшие технологии. Оболочка должна быть профессиональна,  но достаточно открыта для модификации.

Проблема взаимодействия в сетях: психологические особенности взаимодействия в сетях, особенности культурной коммуникации (в т.ч. межкультурной коммуникации) являются одним из существенных факторов успешности дистанционной формы обучения. Участники семинара особо подчеркнули необходимость соблюдения правил культуры общения в сети. Недопустимы любые проявления вульгаризации языка общения, что приходится наблюдать особенно в чатах.   В процессе дистанционного обучения очень важно соблюдать уважительное отношение ко всем участникам процесса, учитывая психологические особенности общения с интравертами и экстравертами. Следует особенно внимательно относиться к комментариям преподавателя по поводу выполненных работ. С этой целью личные комментарии следует отсылать только по электронной почте адресату. Списком рассылки можно пользоваться только для общих инструкций, касающихся всех участников процесса. Тоже касается и размещения информации на Доске объявлений.   Раздел «Введение в курс» должен настраивать на определённый стиль общения. Учитель должен опираться на общие принципы общения. Необходимо создать неформальную атмосферу общения, преодолеть разобщённость, создать иллюзию присутствия.

Очень важными проблемами являются проблемы подготовки педагогических кадров для системы дистанционного обучения и нормативно-правовой основы дистанционного обучения. Решение данных проблем во многом зависит от позиции Министерства образования РФ, государственных программ системы дистанционного обучения. 

Проведение методологических семинаров по проблемам дистанционного обучения стало уже традицией в лаборатории ДО ИСМО РАО. Дважды в год  собираются  специалисты, педагоги, чтобы обменяться опытом, рассказать о своих успехах, обсудить волнующие вопросы, выработать единый подход к системе дистанционного обучения.

Следите за информацией на нашем сайте. Мы приглашаем всех специалистов, интересующихся проблемами организации и проведения дистанционной формы обучения, использования ИКТ в образовании, принимать в наших семинарах активное участие. Это поможет всем нам решать сложные, но столь необходимые для отечественного образования проблемы демократизации образования, его доступности  и качества.

 В перерывах между семинарами на нашем сайте работает Форум, где Вы всегда можете задать интересующий Вас вопрос и получить ответ специалистов.

 


[1] Педагогические технологии дистанционного обучения /Под ред. Е.С. Полат – М., «Академия» - 2006 – 392 стр.

См. также Теория и практика дистанционного обучения / Под ред. Е.С.Полат – М., «Академия» - 2004 – 411 стр.


ПРОГРАММА СЕМИНАРА

ОСНОВНЫЕ ДОКЛАДЫ

ФОТОГАЛЕРЕЯ