Итоги методологического семинара
"Проблемы подготовки преподавателей для системы дистанционного обучения"

13 марта 2008 г. в ИСМО РАО состоялся методологический семинар "Проблемы подготовки преподавателей для системы дистанционного обучения, посвященный памяти Е.С. Полат. На семинаре присутствовали учёные, специалисты дистанционного обучения, научные сотрудники, аспиранты, студенты МГУ, МГПУ, МЭСИ, РГСУ, ФИРО, Академии управления МВД, Дипакадемии МИД РФ, ИСМО РАО, сотрудники издательства «Титул», корреспондент «Учительской газеты» и представители других организаций. Вела семинар зав. лабораторией ДО ИСМО РАО Татаринова М.А.

Семинар открыла академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела иностранных языков ИСМО РАО Инесса Львовна Бим.

Основной доклад «Модель профессиональной компетенции учителя/преподавателя иностранных языков» сделала доктор педагогических. наук, профессор, МГУ, зав. лабораторией языкового контроля факультета иностранных языков и регионоведения Елена Николаевна Соловова. В докладе рассматривались проблемы аттестации преподавателей средней и высшей школы. Елена Николаевна говорила о функциях учителя школы и преподавателя вуза, о знаниях и умениях современного педагога. При аттестации преподавателя необходимо учитывать научно-методическую, исследовательскую работу, экспериментальную деятельность, умение разрабатывать новые курсы и программы, создание средств обучения, участие в научно-практических конференциях и семинарах, в межшкольных, национальных проектах. Формированию профессиональной компетентности преподавателя необходимо уделять больше внимания в вузах, готовить студентов для эффективной работы в школе. Особый акцент в своём докладе Елена Николаевна сделала на формирование профессиональных компетенций преподавателей иностранных языков вузов:

Эффект преподавания зависит от данных компетенций. Современный учитель школы, преподаватель вуза должны обладать профессионально-педагогическими компетенциями, в соответствии с требованиями современного информационного общества. В материалах семинара имеется презентация к данному докладу.

Второй доклад «Возможности интегрированного обучения в преподавании дисциплин языкового профиля» сделала доктор филологических наук, профессор, зам. декана по информационным образовательным технологиям, заведующая лабораторией дистанционного обучения факультета иностранных языков и регионоведения МГУ Алла Леонидовна Назаренко. На примере созданного курса по английскому языку, Алла Леонидовна показала, как можно использовать элементы дистанционного обучения, ИКТ в традиционной форме обучения. Курс «Мир изучаемого языка», его раздел «История Британии» имеет учебный материал и ссылки на интернет-ресурсы. Организация учебного процесса предполагает очные занятия, поиск информации в Интернете, а также обсуждение отдельных вопросов в форуме, чатах, блогах. Чётких критериев оценки работ студентов, участвующих в форумах, блогах ещё не выработаны, проводится эксперимент. Однако используется система взаимоконтроля, взаимооценки, студенты оценивают работы друг друга по определённым критериям. Данный курс по английскому языку для студентов вуза соответствует требованиям современной системы образования, основной особенностью которой является широкое применение информационных и коммуникационных технологий и современных методов обучения.

Третий доклад «Модель дистанционных курсов повышения квалификации в УЦ ФИРО» был посвящён анализу созданных курсов повышения квалификации преподавателей для дистанционной формы обучения. Старший преподаватель Учебного центра ФИРО Наталия Викторовна Никуличева представила опыт работы, отметила положительные стороны данного курса, выделила проблемы, с которыми сталкиваются сетевые преподаватели. Доклад Наталии Викторовны вызвал оживлённый интерес, так как многие разработчики, создатели курсов ДО сталкиваются с такими же проблемами.

В заключение семинара был проведён Круглый стол «Проблемы подготовки педагогических кадров для дистанционного обучения и способы их преодоления», на котором обсуждались вопросы выработки единых требований к уровню профессиональной компетентности педагога, соответствующих современному уровню развития общества, модели повышения качества профессиональной подготовки педагогических кадров, разработки электронных образовательных ресурсов для дистанционного обучения педагогов.

Согласно приказу № 137 в системе образования возможно использовать дистанционную форму обучения, разрабатывать электронно-образовательные ресурсы, использовать информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе, как школы, так и вуза. Однако, как отметила Е.Н. Соловова, введение новых курсов в систему дополнительного образования сегодня не рентабельно, так как не решены финансовые вопросы: как правило, больший процент (прим. 70%) получает руководство (главный корпус), а авторам, разработчикам курса – по остаточному принципу. Надо, чтобы 10% - руководству, вузу, остальное рабочей команде курса.

В процессе обсуждения было отмечено, что курс для дистанционного обучения имеет свои особенности организации учебного процесса, в котором важную роль играет правильная организация взаимодействия участников курса. Мы привыкли к устному общению, поэтому не каждый человек может сразу перейти на виртуальное общение. И здесь важно учитывать психологический момент. Необходимо формировать культуру общения в интернете. Нельзя забывать и о содержательной стороне курса.

Методологический семинар показал возрастающий интерес к дистанционному обучению в системе дополнительного образования. Были подняты проблемы подготовки преподавателей для дистанционного обучения. Эффективность курсов дистанционного обучения зависит от условий, в которых проводится обучение, а также от профессионально-педагогической компетентности преподавателей.

ПРОГРАММА СЕМИНАРА

ОСНОВНЫЕ ДОКЛАДЫ

ФОТОГАЛЕРЕЯ


-Вернуться назад-