Модель дистанционных курсов повышения квалификации в УЦ ФИРО

Никуличева Наталия Викторовна, победитель 3-его Всероссийского конкурса "Дистанционный учитель года'2001", руководитель межфакультетской группы по дистанционному обучению, старший преподаватель Учебного центра Федерального института развития образования, г. Москва

Личный сайт: http://www.nikulicheva.narod.ru
E-mail: nikulicheva@mail.ru

Учебный центр Федерального института развития образования, созданный при Министерстве образования и науки Российской Федерации, проводит курсы повышения квалификации по 61 теме для руководящих и педагогических работников учреждений всех уровней образования (дошкольного, общего, НПО, СПО, ВПО). Ежемесячно в УЦ ФИРО проходит обучение около 170 человек со всех регионов России.

В связи с тем, что география слушателей УЦ ФИРО от Калининграда до Камчатки, для проведения курсов востребована дистанционная форма обучения.

Развитие ДО в УЦ ФИРО идёт по следующим направлениям:

Об одном из направлений – дистанционных курсах – сегодня поговорим более подробно.

Этапы организации дистанционного обучения в УЦ ФИРО (с декабря 2006 по декабрь 2007):

  1. разработка стратегии внедрения ДО в образовательный процесс;
  2. создание межфакультетской проектной группы по организации ДО в УЦ ФИРО;
  3. разработка документации процесса ДО: план работы, инструкции для авторов дистанционных курсов, экономическая схема ДО, технология организации документооборота для дистанционных курсов (информационные письма, рассылка рекламы, запись на курсы, обмен договорами) и др.;
  4. организация индивидуальных консультаций по методическим вопросам с авторами дистанционных курсов;
  5. разработка дистанционных курсов по темам:
  6. методическая поддержка развития дистанционного обучения в УЦ ФИРО (участие в конференциях и семинарах): «Информационные технологии в образовании» («ИТО-2006»); "Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения (ЕDQ-2006)"; "RELARN-2006, 2007"; методологические семинары лаборатории дистанционного обучения ИСМО РАО – Полат Е.С., Татариновой М.А.; ONLINE EDUCA MOSCOW 2007; Международная выставка-форум «Образование без границ»-2007; Международная ежегодная конференция-выставка "Применение новых технологий в образовании" Байтик-2006, 2007 и др.
  7. участие в работе виртуального сообщества «Интернет-государство учителей» www.intergu.ru.
  8. сотрудничество с фирмами – производителями для решения проблем технического аспекта оснащения процесса ДО:
  9. проведение дистанционных курсов повышения квалификации в объёме 72 часа в течение 3 месяцев.

Первые дистанционные курсы прошли с 1 октября по 28 декабря 2007 г. На них был обучен 31 слушатель из 23 городов РФ из учреждений ВПО, СПО и АНОО.

 Дистанционный курсВПОСПОАНООВсего
1.Организация дистанционного обучения в образовательном учреждении511117
2. Совершенствование тестовых технологий контроля качества подготовки специалистов17 8
3. Инновационная деятельность методической службы образовательного учреждения 6 6
 Итого31

С точки зрения организации учебного процесса модель ДО в УЦ ФИРО можно охарактеризовать как «Открытое образование + класс», когда используются материалы курса (даются ссылки на учебники, видео, CD), позволяющие слушателю работать в индивидуальном темпе, используя по мере необходимости интерактивные технологии для консультации с дистанционным учителем и групповой работы с другими слушателями.

С точки зрения методического создания и проведения курса это модель Сетевого обучения (информационно-образовательная среда). Более наглядно её можно представить в виде схемы:

В модели присутствуют 5 блоков (выделены разными цветами):

  1. Содержание курса (лекции, инструкции, источники).
  2. Контроль.
  3. Организационный блок (знакомство, документация, объявления).
  4. Средства коммуникаций (индивидуально обучение и групповое).
  5. Общение дистанционного учителя и слушателя (рефлексия).

Блоки 1 и 2 представляют собою методическую работу до проведения курса (подготовку), блоки 3 и 4 – проведение курса, и блок 5 – фиксирование результатов.

Проблемы внедрения ДО в УЦ ФИРО:

  1. экономическая схема оплаты авторам курса и дистанционным учителям;
  2. подготовка новых авторов дистанционных курсов и дистанционных учителей;
  3. приобретение лицензионного ПО на ПК;
  4. отсутствие рабочего времени на проведение дистанционных курсов на работе (большая загруженность текущей очной работой);
  5. признание авторства дистанционного курсов (экспертиза, заключение лицензионных договоров).

Пути решения:


-Вернуться назад-