Итоги методологического семинара
«Качество дистанционной формы обучения»

(руководитель семинара - доктор пед. наук, профессор ПОЛАТ Е.С.)

18 мая 2006 года лаборатория ИСМО РАО провела очередной методологический семинар по проблемам дистанционного обучения. В работе семинара принимали участие специалисты в области дистанционного обучения, представители вузов МГУ, ИОО МГОУ, РосНОУ, МПГУ, МГППУ, АПКиППРО, компании «Физикон», «Телешколы», СМИ – «Учительской газеты», «Вопросы информатизации образования», аспиранты, сотрудники ИСМО РАО, гости из Кургана ДДТ «Гармония», Архангельска и др.

Основной доклад «Методология определения качества дистанционного обучения» сделала доктор пед. наук, профессор Евгения Семёновна Полат. Она подчеркнула, что дистанционное обучение следует считать не дистанционной технологией, как сказано в «Законе об образовании», а новой формой обучения, т.е. системой обучения. В докладе были раскрыты понятия: «качество образования» и «качество обучения», определены факторы, влияющие на качество образования и обучения. Евгения Семёновна отметила, что эффективность обучения в дистанционной форме при грамотной организации учебного процесса сопоставима с эффективностью в очной форме при прочих равных условиях. Эффективность обучения предполагает несколько составляющих: собственно педагогическую, экономическую, социальную. Каждая модель дистанционной формы обучения имеет свою специфику организации учебного процесса, не учитывать которую нельзя. ДО – это система и оцениваться должна именно как система. В докладе говорилось о показателях для определения уровня педагогической эффективности, о компонентах оценки эффективности дистанционной формы обучения: концепции, содержании, методах, формах, средствах обучения, квалификации преподавателей с учётом специфики дистанционной формы обучения.

Следующий доклад «К вопросу об эффективности дистанционной формы обучения в педагогическом вузе» сделала директор Института открытого образования МГОУ, зав. кафедрой методики дистанционного обучения и новых образовательных технологий МГОУ Вайндорф-Сысоева М.Е. Доклад был посвящён организации дистанционного обучения в вузе для повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Марина Ефимовна отметила, что при создании виртуально-образовательной среды необходимо изучить заказ желающих обучаться, создать среду, определить роли студента и преподавателя, проанализировать задачи, разработать сценарий, технологи, учитывать мотивацию студентов, возраст, возможности. Курс переподготовки кадров состоит из 72 часов, из них аудиторных занятий 20 – Intel, 20 – МГОУ и 32 часа – дистанционно. По завершении курса действует служба психолого-педагогической поддержки. В докладе были обозначены используемые технологии ДО: технологии ВУТ, «мы»- технологии, (дискретные лекции, видеоконсультирование), интеграция старых и новых технологий: кейс-технологии, тренинг, Intel, погружение, обучение в сотрудничестве, лекция вдвоём, лекция-провокация, лекция с открытым текстом, практикум и т.д. В курсах используются программы Skype 1, 2, Messenger, Video Port. Докладчик отметила, что использование интегрированных технологий в дистанционном обучении создаёт переход одного мира в другой, меняет образ мышления, формирует учителя нового поколения.

Директор Центра информационных технологий и дистанционного обучения МГППУ Айсмонтас Б.Б. выступил с докладом «Проблема эффективности дистанционного обучения». Его эмоциональное выступление не оставило никого равнодушным. Докладчик рассказал о направлениях деятельности кафедры педагогической психологии: сектора методической поддержки и сектора дистанционного обучения. Обучаемые дистанционно студенты получают пакет: электронный учебник, мультимедийный информационный справочник по всем учебным дисциплинам, проходит тестовый контроль в on-line режиме. Докладчик отметил, что большинство студентов не умеют работать с текстами, планировать, структурировать и организовывать свою деятельность, поэтому проводится пропедевтический курс. 30% качества обучения зависит от организации учебного процесса. Дистанционная форма обучения для мотивированных студентов. Бронюс Броневич уделил особое внимание созданию электронных учебников. Необходимо всё структурировать, систематизировать, должны быть ссылки, всплывающие подсказки, глоссарий и т.д. – это объёмная работа. Подробная информация на сайте www.mgppu.ru

Далее участники семинара обсуждали вопросы за Круглым столом.

  1. Дистанционная форма обучения – это дешевое и некачественное образование или это форма получения качественного образования?
  2. Какие факторы влияют на качество дистанционного образования?
  3. Если образование является фактором устойчивого развития России, какое место в системе непрерывного образования может и должно занять дистанционное образование?

Все участники семинара согласны с тем, что дистанционное обучение нужно поднять на новый уровень, выше обычного, учебники должны быть интерактивными с методическим сопровождением. Дистанционное обучение – это не технологии, а система. Качество дистанционной формы обучения зависит от многих факторов: целеполагания, организации, разработки технологий, УМК, педагогического состава. Чтобы работать в сети, учителю нужна мотивация, необходимо финансирование. За рубежом при приёме на работу каждый человек проходит тестирование по работе на компьютере и на знание иностранных языков. Нам следовало бы тоже использовать данный опыт.

В заключении семинара участники обсудили предложения Лаборатории ДО ИСМО РАО о внесении поправок в «Закон об образовании» и предложили направить его для рассмотрения в Комитет по образованию Думы.


ПРОГРАММА СЕМИНАРА

ОСНОВНЫЕ ДОКЛАДЫ

ФОТОГАЛЕРЕЯ